Главная Общество Железнодорожники в годы войны
07.05.2015
Просмотров: 561, комментариев: 0

Железнодорожники в годы войны

В первые дни Великой Отечественной войны, как свидетельствуют очевидцы, из-за внезапного нападения Германии на линии нашей обороны было много неразберихи, отсутствовало точное представление, как действовать, что предпринять. Но четко, как и прежде, продолжала работать, пожалуй, единственная отрасль в стране – железная дорога. 

Уже на рассвете 22 июня 1941 года в управление Горьковской железной дороги пришла телеграмма из Наркомата путей сообщения с таким текстом: «Находящиеся на дороге транзитные, а также экспортные грузы, следующие Германию, задержите на дороге нахождения. Погрузку экспортных и перегрузы транзитных грузов назначением Германию прекратить». А в передовой статье газеты «Правда» звучал призыв: «Предприятия железной дороги охранять как зеницу ока!»
О том, как работали в годы войны предприятия станции Шахунья, рассказывает экспозиция Шахунского железнодорожного музея. На ее открытие 29 апреля пришли ветераны-железнодорожники, их дети, внуки, представители советов ветеранов предприятий станции. Огромную работу по организации выставки провела хранитель музея Л.Л.Тобольцева. Помощников в сборе материалов было много, но основная заслуга в систематизации, оформлении, конечно, принадлежит ей. 
В 1941 году на станции Шахунья был только один путь, но железнодорожники обеспечивали бесперебойное движение поездов. Интенсивность его была такой, что в ноябре, например, на Москву прошло 650 воинских эшелонов. «Производительность труда стала такой высокой, какой она не была в мирное время», – говорил о тех годах начальник паровозного депо Н.Н.Новоселов, награжденный в годы войны орденом Ленина. 
Машинисты осваивали вождение паровозов на дровах, потому что уголь перестал поступать. Одним из первых это сделал Я.Ф. Чистяков (награжден орденом Ленина). Паровозники перевели своих стальных коней на хозрасчет. Машинисты М.Ф. Коротаев и А.А. Долгих работали на паровозе №171536, который считался лучшим в Горьковской области. В 1942 году орденом «Знак почета» награждены П.С. Белых, М.В. Митяшин, медалью «За трудовые отличия» – П.П. Зотов. На смену ушедшим на фронт или уехавшим работать в прифронтовой полосе пришли 15-16-летние парни, обучавшиеся на помощников машинистов в железнодорожном училище, открывшемся в Шахунье в августе 1941 года. 
Профессии, изначально считавшиеся мужскими, стали осваивать женщины. Уже в ноябре 1941 года на предприятиях станции работали 150 девушек и женщин. Удалось установить, что первой повела паровоз Шалахова (имя неизвестно). 
Отличные, инициативные работники были на каждом предприятии узла. Путеобходчика М.П. Карасева прозвали хирургом за то, что мог по звуку определить пустотелые дефекты рельсов. Крановщик топливного склада Д.В. Цепаев по своей инициативе во внерабочее время провел 200 метров узкоколейки для подвозки дров со склада к станционным путям. 
Как бы трудно и голодно ни приходилось, железнодорожники вносили свои сбережения в фонд обороны, отдавали свои компенсации за отпуск, наркомовские премии. Так в 1943 году было внесено 654 тысячи рублей. 
Посетители музея были поражены объемом информации, представленной на стендах, в папках и альбомах. Внуки ветеранов щелкали фотоаппаратами, снимали на видеокамеры, растроганно благодарили хранителя музея Л.Л. Тобольцеву и ее помощников. Надо отметить, что работу Людмилы Леонидовны оценило и руководство Горьковской железной дороги. Начальник дороги А.Ф. Лесун, приезжавший в апреле на весенний смотр предприятий узла, вручил ей диплом и фотоаппарат.
Галина Модина
Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
ИНН: 5204000590
ОГРН: 1025200939763