Главная Общество Приемная семья – значит принимающая
15.11.2014
Просмотров: 1158, комментариев: 0

Приемная семья – значит принимающая

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, находящийся в селе Хмелевицы, известен как учреждение, в котором находят временный приют дети, либо оставшиеся без попечения родителей, либо находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Но далеко не все знают о деятельности специалистов центра, направленной на устройство детей, оставшихся без родительской поддержки, в замещающие семьи.

Что делать, если вы решили взять такого ребенка в семью, но не знаете, с чего начать, наслышаны об огромных очередях на усыновление или вам психологически трудно решиться на этот шаг? Об этом читайте в интервью корреспондента «ЗТ» Галины Модиной с педагогом-психологом ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Шахуньи» Н.В.Долининой.

– Наталья Владимировна, начнем с того, что, по закону, усыновить ребенка, взять его в приемную или патронатную семью, оформить опеку возможно теперь только по окончании школы приемных родителей. Одна из таких школ действует на базе вашего учреждения. Когда началась работа в этом направлении?

– С июня 2010 года специалисты нашего центра включились в региональную программу «Под защитой семьи». Создана служба сопровождения семьи и ребенка, в задачи которой входит подбор и подготовка граждан, пожелавших взять ребенка в семью; выявление несовершеннолетних детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (включая обследование условий их жизни в семье); осуществление сопровождения замещающих семей.

– Думаю, это была непростая задача.

– Вы правы. Сначала были подготовлены документы и переданы в конкурсную комиссию по отбору организаций для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства. Когда комиссия приняла положительное решение, подписали договор с администрацией Шахунского района о передаче отдельных полномочий органов опеки, внесли изменения в Устав учреждения в связи с созданием новой службы. Создан и обновляется банк данных замещающих семей, проживающих в нашем округе, разработаны программа деятельности и положение о службе сопровождения. Оборудован специальный кабинет, приобретены ноутбук, мультимедийный проектор с экраном, корпусная мебель на средства, выделенные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

– До сих пор не утихли разговоры о том, насколько качественную подготовку могут получить на местах специалисты, которые сами должны грамотно довести до родителей необходимую информацию.

– Наши специалисты прошли подготовку в Нижегородском ресурсном центре помощи семье и детям «Журавушка». Семинары проводили педагоги и психологи, обучавшиеся в Москве. В нашей школе занятия ведем мы сами, а также специалисты органов опеки и попечительства. За три года было девять выпусков, всего подготовлено 45 человек из 35 семей, принявших и желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– В разных регионах подобные школы называются по-разному: и приемных родителей, и опекунов, усыновителей. В Нижегородской области выбрали название «принимающих».

– И это более точное понятие. В нашем представлении, принимающие родители – это те, кто способен принять и полюбить ребенка таким, какой он есть, с его достоинствами, недостатками и часто с негативным опытом.

– Но так ли уж часто этот опыт негативен?

– Практически все дети из неблагополучных семей. Бывают, конечно, и такие, чьи родители погибли, или произошла какая-то трагедия. Но это единицы.

– Какую главную задачу ставят перед собой специалисты школы?

– Помочь слушателям сделать осознанный выбор. Потенциальные принимающие родители должны реально оценить свои ресурсы, риски, подготовиться к проблемам, с которыми им придется столкнуться, и подготовить свое окружение к принятию ребенка в семью. Программу обучения мы разработали в трех блоках: психолого-педагогическом, юридическом и медицинском. На занятиях освещаем вопросы психологии и педагогики, оцениваем мотивы создания приемной семьи, личности участников. Говорим о том, что нельзя оставаться один на один со своими проблемами, есть специалисты, к которым в любой момент можно обратиться за советом. Юридическую помощь оказывают специалисты органов опеки: рассказывают о перечне документов, размере пособия, денежных выплатах принимающим родителям, о процедуре и формах семейного устройства. На одно из занятий приглашаем медработника, который говорит о влиянии наследственных заболеваний на здоровье и развитие ребенка.

– Как можно записаться в школу?

– В нашу школу можно прийти как по направлению органов опеки, так и самостоятельно. Школа стала обязательной даже для родственников (кроме бабушек, дедушек, родных братьев, сестер), желающих взять под опеку детей. Занятия проходят по выходным: один раз в неделю в течение трех месяцев.

– Домашние задания подразумеваются?

– Да, очень много информации: книги, фильмы – скидываем на электронные носители и даем на самостоятельное изучение принимающим родителям. Обучение на занятиях проходит в форме тренингов, семинаров и мини-лекций. Методы обучения разные: это элементы мозгового штурма, работа в малых группах, арт-методики. Каждый слушатель группы получает свидетельство об окончании школы приемных родителей при успешном прохождении итогового собеседования. Состоит оно из теоретической части и практического задания, где нужно разрешить какую-либо ситуацию, связанную с приемным ребенком.

– И только после экзамена можно взять ребенка в семью?

– Не сразу. Проводится подготовительная работа: родители знакомятся с ребенком, общаются в условиях учреждения, наблюдают в процессе различной деятельности. Затем берут его по гостевой визе, выданной опекой, к себе домой на непродолжительное время. Только после этого ребенок передается в замещающую семью.

– Но и далее своих подопечных вы не упускаете из виду?

– В том и суть службы сопровождения семьи, чтобы поддерживать контакт с родителями, которые приняли ребенка и прошли обучение у нас. Один из элементов сопровождения – клуб принимающих родителей. Они к нам приходят не всегда с радостными новостями, иногда делятся трудностями, а мы стараемся помочь. Советуем выпускникам нашей школы общаться и далее между собой. После выпуска участники каждой группы могут в любой момент обратиться к нам. Приглашаем на беседы успешных принимающих родителей. Эти люди всегда готовы помочь, поделиться своим опытом воспитания приемного ребенка.

– Всегда ли занятия в школе дают положительный результат?

– Скажем так, занятия позволяют слушателям реально оценить свои возможности и не только подготовиться к принятию детей в семью, но и иногда отказаться от этой затеи. И это, представьте себе, тоже своего рода положительный результат! Ведь так уменьшается количество неудачных попыток образования приемной семьи, проводится профилактика вторичного сиротства. Если человек не готов к такому шагу, ему нужно либо дополнительное время, либо совсем отказаться от этой идеи.

– Наталья Владимировна, вы очень тесно общаетесь с принимающими родителями. С какими обычно словами напутствия вы обращаетесь к ним?

– Парам, которые берут в семью ребенка, я хотела бы выразить глубокое уважение. Желаю им поддерживать друг друга и получать такую поддержку от окружающих людей. Ну и, конечно, чтобы в ближайшее время в их доме раздался веселый детский смех. Приглашаем всех желающих, неравнодушных к судьбам детей-сирот в нашу школу. Следующий набор состоится в январе 2015 года.

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
ИНН: 5204000590
ОГРН: 1025200939763