Главная Общество Летчик-испытатель
20.09.2016
Просмотров: 261, комментариев: 0

Летчик-испытатель

Чем больше изучаешь историю родного края, тем сильнее осознаешь, как мало мы знаем о своих знаменитых земляках, чьи имена известны всей стране, но не нам.

Все слышали о Валерии Павловиче Чкалове, знаменитом летчике-испытателе, но именно в нашем районе родился летчик такого же уровня. Звали этого человека Борис Григорьевич Говоров.
Б. Г. Говоров появился на свет 2 февраля 1905 г. в селе Хмелевицы Ветлужского уезда Нижегородской губернии. После школы год работал на заводе. В армии — с августа 1925 г. В 1926 г. окончил Ленинградскую военную теоретическую школу, в 1927 г. – Первую военную школу летчиков в Каче. Десять лет служил в ВВС: в Липецке в десятом отдельном авиаотряде (когда там учились германские летчики), потом инструктором в окружной школе пилотов (Серпухов). Затем Говорова перевели командиром звена в отряд 38‑й эскадрильи авиабригады при Военно-воздушной академии им. Жуковского. Участвовал в составе бригады во всех авиационных парадах в Москве.
Летал на самолетах Р‑1, Р‑3, ТБ‑3, СБ и в сентябре 1938 г. был откомандирован на завод № 124. К этому времени налетал 1855 часов (из них слепых 210 и ночных 250 часов) при 4397 посадках.
С декабря 1941 г. — летчик-испытатель авиационного завода № 22 в Казани. На заводе испытывал самолеты — ДБ-А, ТБ‑7, Ли‑2, Пе‑2, Пе‑8, Ту‑4.
Когда завод стал переходить на реактивную технику, Борис Григорьевич в 1954 г., будучи полковником, летчиком первого класса, ушел на пенсию, так как не мог работать на заводе, не летая. 
Дочь его, Валентина, окончившая Казанский государственный университет и всю жизнь проработавшая в Казанском авиационном институте на кафедре математики, вспоминая своего отца, говорила, что в семье он никогда не повышал голоса, всегда с восторгом рассказывал о полетах, красоте неба. Оставаясь в душе романтиком, не очень любил военную службу, терпеть не мог форму и галстуки. 
Больше всего ему нравилось летать, несмотря на происшествия, случавшиеся с ним в воздухе. Он горел в самолете Р‑1 и смог посадить машину. Врезался на истребителе в мишень, упал и чудом остался жив. 
В июле 1941-го Говоров вывозил на ТБ‑7 летчика Битюцкого, был сильный ветер, после первого вылета и отдыха забыли освободить рули высоты, и самолет после взлета упал в болото. Жертв не было, но летчикам грозил суд. От тюрьмы Бориса Григорьевича спас один из первых героев Советского Союза М. В. Водопьянов, чей самолет и разбил Говоров. 
Еще раз смерть прошла недалеко от голубой фуражки, когда на По‑2 он врезался в стог сена. Самолет сломался, но сам Говоров остался жив.
Несмотря на свой доброжелательный характер и порядочность, Борис Григорьевич мало с кем дружил. Самый близкий его друг, с которым он приехал на завод из Академии в 1938 году, Алексей Иванов, погиб в 1944-м. Всегда очень тепло Говоров вспоминал своего механика Антона Беспалова, уважал пилота Рябченко. Своим любимым самолетом считал Пе‑2, любил за то, за что обычно ругали эту машину — за строгость.
По словам главного конструктора ОКБ им. Туполева, И. Ф. Незваля, «Борис Говоров, пройдя цикл обучения, первый начал летать на самолете ТБ‑7. Самолет ему понравился, он быстро освоил все его особенности и через несколько полетов начал на нем летать свободно, уверенно и квалифицированно проводил летные испытания. Говоров был очень способным, серьезным, собранным летчиком, обладавшим твердым характером. Он четко и уверенно выполнял на самолете свои командирские обязанности в любой, даже самой сложной, летной обстановке».
Заводская характеристика 1946 г. дополняет слова главного конструктора: «За время работы на заводе Говоров производил испытания всех типов самолетов, выпускавшихся заводом, как опытных конструкций, так и серийных. Обладает высокой техникой пилотирования, летает уверенно, нарушений в летной службе не имеет, является образцом летной дисциплинированности. Аварий и поломок не имеет. Как летчик и офицер Красной Армии пользуется высоким авторитетом среди летного состава завода».
Борис Григорьевич Говоров награжден двумя орденами Ленина (один за испытание самолета Пе‑8, другой – за Ту‑4), орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Б. Г. Говоров умер 2 мая 1997 г. Похоронен на Сухорецком кладбище в Казани.
Сергей Горбачев
Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
ИНН: 5204000590
ОГРН: 1025200939763