Главная Общество Что имеем — не храним
17.12.2016
Просмотров: 256, комментариев: 0

Что имеем — не храним

Просматривая справочник-путеводитель Светланы Завьяловой «По улицам г. Шахунья», увидел фамилию, которая показалась знакомой. И действительно в моей библиотеке есть книга человека с такой фамилией. Она представляет собой мемуары известного нижегородского журналиста Марка Ашкенази. В них он рассказывает о своей жизни, годах репрессий, жертвой которых стал.

Предисловие к книге написал его сын, Израиль Маркович Ашкенази (1917–2001). Но вы спросите «какое отношение имеет И. М. Ашкенази к Шахунье?» Самое непосредственное — творение этого человека шахунцы в течение 40 лет созерцали на одном из зданий в центре города. Думаю, читатели уже догадались, о чем идет речь. Да, это кинотеатр «Октябрь», а творение Ашкенази — мозаичное панно на фронтоне здания.
Непростой была жизнь И. М. Ашкенази. Когда арестовали отца, сына заставили отречься от него, но он этого не сделал, за что был исключен из художественного техникума. А потом началась война. Израиль Маркович прошел ее всю боевым офицером, семь раз был ранен и контужен. Награжден орденом Красной Звезды и Отечественной войны первой степени. Из наградного листа на орден Отечественной войны: «… 29 июля 1943 г. старший лейтенант Ашкенази в бою за д. Новая Глинка ночью проник с рацией в деревню и корректировал огонь дивизиона. При этом уничтожено четыре огневые точки, подавлена артиллерийская батарея, уничтожено около взвода пехоты противника. Населенный пункт был захвачен нашей пехотой».
Войну И. Ашкенази закончил в звании майора. Потом окончил Киевский государственный художественный институт. Началась творческая деятельность. В 1959 году осуществил первую в городе Горьком монументальную роспись в технике альфреско (кинотеатр «Буревестник»), а в 1960‑е — 70‑е годы — целый ряд подобных работ для жилых и общественных зданий города, в которых Ашкенази идет к стилизации и декоративной ритмичности композиции, подчиняя изобразительные элементы общему архитектурно-художественному замыслу, вносит в архитектуру декоративное начало и обогащает ее («Девушка и парус», «Космическая связь», «Морские легенды»…). Ашкенази создал целую галерею произведений станковой живописи (портреты, пейзажи), где активную роль играют колорит и пластическая выразительность средств («Автопортрет», «В зале ожидания», серия пейзажей «Горячий ключ», «Гурзуф»). Член Союза художников России с 1961 года. С 1957‑го — постоянный участник областных, зональных и республиканских художественных выставок. Его персональные выставки проходили в Горьком (а позднее — в Н. Новгороде), Иванове, Ярославле, Москве.
Израиль Маркович был одним из инициаторов переименования г. Горького в Нижний Новгород, активно занимался общественной работой.
Мозаичное панно на кинотеатре «Октябрь» в г. Шахунье — одно из многочисленных творений И. М. Ашкенази. Оно выполнено в 1967 г. Нет сейчас кинотеатра «Октябрь», нет и панно. На этом месте теперь здание из стекла и бетона.
Да, сюжет на панно отражал свое время, но это было произведение искусства. К тому же, не так много в нашем городе исторических зданий, тем более связанных с именами известных людей.
Можно ли что-нибудь сделать сейчас? Думаю, да. Можно около торгового центра или в его фойе, с согласия собственников, установить стенд, на котором была бы информация о кинотеатре «Октябрь», фотографии, а также сведения о человеке, чье творение находилось на фронтоне здания. Это было бы правильно: если уж не смогли сберечь творение И. М. Ашкенази, то вспомнили бы историю своего города, отдали бы дань памяти достойного человека. Впрочем, это только предложение, а реализовывать его или нет – пусть решают те, от кого это зависит.
Сергей Горбачев
Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
ИНН: 5204000590
ОГРН: 1025200939763