Главная Образование С ними всегда интересно!
26.09.2017
Просмотров: 37, комментариев: 1

С ними всегда интересно!

Утро буднего дня. Воспитатель принимает малышей. Двери закрываются, и начинается процесс, в который многие родители стараются не вникать. Главное, что их малыш под присмотром.

Но ведь функции детского сада сводятся не только к этому. За примерами далеко ходить не надо.
Предоставляет право выбора. Отправляемся в шахунский детский сад №35. Там работают творческие педагоги, постепенно приводящие свою деятельность в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). У них нет занятий в прежнем понимании слова, но это не значит, что у детей не формируются умения и навыки, не даются знания. Все делается, но подход совершенно другой.
Данные теоретические выкладки решила попробовать на практике и Н.В. Хрипкова, 17 лет посвятившая воспитанию дошкольников.
Начала с кружка «Бумажные фантазии». Малыши мастерят объемные фигуры и делают композиции на плоскости. Материалы тоже разные. «И что тут необычного?» — спросят некоторые. Изюминка — в форме организации деятельности. Дети не просто выполняют задание — у них есть выбор. И неважно, что им всего по три-четыре года. Они работают как партнеры. Но для этого воспитателю нужно тщательно подготовиться.
— Если раньше вазочки и цветочки для всех вырезали одной формы, размера, расцветки, то теперь делаю множество шаблонов, — рассказывает Наталья Васильевна. — Времени уходит больше, но зато как интересно! Работы получаются неповторимыми.
— Малыши сами решают, что будут делать, — поясняет старший воспитатель Н.А. Комарова. — Так у них развивается инициативность. А педагог направляет, корректирует.
В группе Н. В. Хрипковой поселился мультипликационный герой — Лунтик. Для него организуют праздники, приглашают гостей, попутно малыши получают новые знания о животных, их повадках, любимой еде, готовят угощение.
— Вместе с детьми мастерю поделку, чтобы они увидели результат и моего труда, — делится Наталья Васильевна. — В это время ребята могут передвигаться по группе. Если все готово, разрешается заняться чем-то другим. Для многих такой подход к делу в диковинку. Со временем воспитанники раскрепощаются, начинают свободнее общаться. Им комфортно, потому что они не ограничены строгими рамками.
— Организовать такой вид деятельности может только настоящий профессионал, — считает старший воспитатель. — Иначе занятие превратится в хаос. Предоставляя свободу, нельзя забывать о порядке, о том, что всех нужно держать в поле зрения, ненавязчиво вести в нужном направлении, а не требовать послушания. Наталья Васильевна именно такой человек. Она одна из наших звездочек, как и Наталья Владимировна Голубева.
В содружестве с родителями. У этого воспитателя иное направление деятельности, хотя в группе такие же трехлетние малыши. «Ну что с ними можно организовать, — воскликнет кто-то, — они еще и говорить-то толком не умеют!» И ошибутся. Да, есть такие ребятишки, которые почти всегда молчат, другие не умеют держать ложку, делиться игрушками. Попробуй их чему-то научить! Но задача и состоит в том, чтобы дети общались, обслуживали себя, им было комфортно в коллективе. Для выполнения столь нелегкого дела должны объединиться семья и педагог.
— За три года Наталья Владимировна выросла в профессиональном плане, — говорит Н.А. Комарова. — Она уже делится своими наработками с коллегами, публикует статьи в СМИ.
Воспитатель старается, чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса. Для этого введена мониторинговая карта. С ее помощью мамы и папы могут провести диагностику ребенка. Ведется несколько рубрик («День за днем», «Новость недели», «Фоторепортаж с места событий»), где размещаются снимки. Не присутствуя в группе, мамы и папы могут многое узнать о малыше.
Воспитатель помогает приобщать своих подопечных к творчеству, причем делает все ненавязчиво — через советы «Школы семи гномов»: из коробочки можно взять домой заготовку для рисунка, а потом принести работу в детсад. А как ребенок гордится собой, когда рассказывает перед группой выученный стишок! К концу года на Чудо-деревце появляется множество поощрительных картинок.
В рубрике «Я хочу научиться» воспитатель от имени ребенка говорит о том, какими навыками должен овладеть конкретный малыш: Ирина — держать ложку, Петя — застегивать пуговки… Если это удается, появляется Звезда дня.
Если вопросы возникают у родителей, они могут воспользоваться смс-почтой и получить рекомендации в виде памятки или буклета. В ответ на такое внимание мамы и папы становятся активными участниками образовательного процесса: оформляют альбом рецептов, семейный дневник, фотовыставки, составляют генеалогическое древо… И все — в содружестве с детьми.
От вопроса – к проекту. Столь же интересен опыт Людмилы Михайловны Коржавиной, которая уже 29 лет работает в Вахтанском детском саду «Одуванчик».
— В своей деятельности воспитатель занимает партнерскую позицию: она педагог-друг, который обсуждает с ребятами предстоящее дело, — рассказывает старший воспитатель Е.И. Воронцова. — Они активно занимаются проектной и исследовательской деятельностью.
Разве дошкольникам такое по плечу? Оказывается, да. Взрослый задает вопрос — и начинается интересный путь, продвигаясь по которому, дети пытаются узнать неизведанное. Они выдвигают гипотезы, а поняв, что знаний недостаточно, начинают искать информацию, исследовать. Например, изучая тему «Море», воспитанники создавали макеты, собирали материал, отправлялись в виртуальное путешествие. Девочки с увлечением постигали секреты моды. Конечным продуктом становятся презентация или альбом. Родители знакомятся с ними на конференции. Порой и сами принимают участие в создании работ.
Своими находками Л.М. Коржавина охотно делится: размещает материал на сайте, выступает на муниципальных педагогических чтениях, публикует в электронном журнале «Обруч».
— Поскольку Людмила Михайловна любит играть в шахматы, она решила научить этому и детей, — говорит Е.И. Воронцова. — Идею поддержали родители. С тех пор в «Одуванчике» работает шахматный кружок. Малыши с удовольствием в нем занимаются, участвуют в турнирах. Одним словом, это человек-интеллектуал. Она работает, что называется, от и до, будь то написание планов или создание презентации — все доводится до совершенства.
Пригласили в летнюю школу. С такой же ответственностью Л.М. Коржавина подошла и к подготовке материалов для всероссийского конкурса стипендий и грантов им. Л.С. Выготского. В нем она участвовала в прошлом учебном году вместе с коллегами из детского сада №35 — Н.В. Хрипковой и Н. В. Голубевой. Свои работы отправляли около трех тысяч воспитателей из 85 субъектов РФ. В число призеров, получивших денежное вознаграждение, попали все три представительницы нашего округа. Вместе с другими педагогами их пригласили в Москву, на занятия Летней школы. Н. В. Голубева и Л. М. Хрипкова такой возможностью воспользовались: там они участвовали в мастер-классах, тренингах, дискуссиях, обучающих играх, слушали лекции, готовили презентации. Перед ними выступали ведущие российские и зарубежные эксперты в области дошкольного образования и раннего развития Н.Е. Веракса, М.М. Безруких, Н.П. Гришаева.
— Эти дни были незабываемыми, — делится впечатлениями Наталья Владимировна Голубева. — Узнали много нового, познакомились с единомышленниками, появились интересные идеи и стимул к дальнейшему развитию.
Пообщавшись с авторами современных программ дошкольного образования, шахунские воспитатели поняли, что двигаются в правильном направлении. Но поле для творчества огромно, значит, еще есть над чем работать, совершенствуя свою деятельность, чтобы она была более насыщенной и разнообразной, а следовательно, увлекательной и познавательной для малышей.
Ольга Зиновьева
Комментарии

Статья интересная, но факты искажены, фамилии перепутаны.

Гость
11.10.2017, 21:08

Оставить комментарий

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
ИНН: 5204000590
ОГРН: 1025200939763