Главная Образование Настоящие мужики
17.06.2017
Просмотров: 410, комментариев: 2

Настоящие мужики

Один из солнечных майских дней, которые наполняют душу любого школьника сладостным предчувствием скорых каникул. 

Перемена. Мы, пацаны 8 «Б» класса, высыпаем на площадку перед зданием родной школы и, открыв свои молодые лица с первыми признаками растительности лучам теплого солнца, откровенно балдеем. Кто-то решает размяться на турнике, кто-то – повисеть вниз головой на «крокодиле», некоторые берут в рот сигарету. Взрослые как-никак, аж 14 лет. 
Директор. Натужная трель звонка прерывает наше блаженство, и мы медленно плетемся к входным дверям. В вестибюле один из нас, возомнив себя крутым баскетболистом, с разбегу прыгает и пытается достать дуло танка-макета. После приземления получает смачный шлепок перчатками по ушам. Дело в том, что нечаянным свидетелем проступка становится директор школы Георгий Павлович Пестов. Тут же следует внушение по поводу почтительного отношения к символам и сохранности школьного имущества. Шум и гам в школьном коридоре мгновенно стихают. Строгий, хорошо поставленный командирский голос директора слышен по всему первому этажу. Надо сказать, что Георгия Павловича уважали и даже побаивались. Человек, прошедший войну, подполковник, награжденный боевыми орденами и медалями, руководил школой много лет. Когда он вел уроки, проводил линейку или собрание, всегда стояла тишина. Умел директор так посмотреть и так сказать, что возражать решались немногие.  После окончания краткой, эмоциональной и эффективно вправляющей мозги лекции получаем задание – бегом на занятия.    
Физика и лирика. Следующий урок – физика у Юрия Васильевича Соловьева. Седая голова, чуть сутулая спина, руки в карманах светло-серого пиджака, легкий запах табака после выкуренной в перемену папиросы – таким в очередной раз предстает перед нами Юрий Васильевич в начале урока. Без лишних церемоний проводит перекличку, просит вытереть доску. В своей удивительной манере, простой и одновременно искренней, располагающей к себе, заявляет: «Ну что, кто лучше всех выучил домашнее задание? Андрюха, ты, наверное? Иди к доске!» Надо сказать, что называет он всех просто: «Сашка, Васька, Ленка...». При этом никто не обижается. После проверки домашнего задания – новый материал. Четко, логично, без бумажки Юрий Васильевич начитывает лекцию... 
С удовольствием вспоминаю его занятия. Все просто и эффективно. В результате большинство из тех, кто при поступлении в институты и университеты сдавал физику, после подготовки Юрия Васильевича делали это с успехом. Он являлся прекрасным образцом того, насколько велика в образовании роль учителя. Можно быть отлично подготовленным предметником, хорошо обученным методистом, но оставаться абсолютно не интересным для детей человеком, не умеющим найти с ними контакт и общий язык. А Юрий Васильевич мог, да еще как! Нынешние, да, думаю, и тогдашние теоретики от педагогики возмутились бы, узнав, что учитель физики может позволить себе целый урок читать наизусть детям Пушкина, Некрасова, Есенина, рассказывать байки из студенческой юности, комментировать текущие политические события. При этом физику знали все, кому надо, а кому не очень, имели о ней достаточное представление. Мог Юрий Васильевич и приложить, если что, словом и действием. Иногда подходил к парте, складывал в стопку учебники, штук пять. С громогласным «сутяжники, сквалыжники» и с выверенной амплитудой, чтобы не нарушить мозговое кровообращение, опускал ее на головы лентяев и нарушителей дисциплины. Черепа в те времена были прочными, эффект продолжительным, а ювенальная юстиция и в страшном сне не могла присниться. Родители еще и благодарны оставались за помощь в воспитании. 
До сих пор в памяти сцена из школьной жизни. Однажды Юрий Васильевич серьезно заболел, отсутствовал в школе примерно два месяца. А когда появился, еще не совсем выздоровевший, видимо, для оформления каких-то документов, то вокруг него в школьном коридоре собралась целая толпа учеников. Девчонки и мальчишки разных возрастов обступили любимого учителя со всех сторон и с неподдельной радостью вопрошали: «Юрий Васильевич, Юрий Васильевич, когда вы к нам вернетесь? Мы очень соскучились...» А Юрий Васильевич стоял, слегка ошарашенный от происходящего, и чуть влажные глаза его источали отеческую доброту и признательность: «Скоро, ребята, скоро... Вот только поправлюсь...» 
Про таких говорят: учитель от Бога. Многие поколения шахунцев прошли через его руки и вспоминают, убежден, с благодарностью.
Не было равных. Следующий урок – «Начальная военная подготовка». Класс стоит по стойке смирно. В кабинет входит Геннадий Романович Ахмадьянов. Вся школа его называет кратко – Генром. В военной форме с погонами капитана, как всегда подтянутый, спортивного телосложения. Военная выправка, предельная аккуратность, четкость и выверенность в движениях, слегка щегольские усы до подбородка. И цепкий, командирский взгляд, замечающий все шероховатости и недостатки... 
В те времена равных школе №1 в организации военно-патриотического воспитания и районных смотрах строя и песни не было. Главная заслуга в этом,  несомненно, Геннадия Романовича, который продумывал все до мелочей. От особой  атмосферы на уроках, упорных тренировок после занятий, внутришкольных мероприятий, «Зарниц» разных уровней до красивой зеленой формы с пилотками и аксельбантами. Думаю, многие благодарны военруку за подготовку. Могу поспорить, что все, кто прошел школу Генрома, спустя много лет с закрытыми глазами разберут и соберут автомат Калашникова, уложившись в норматив. Знал, как научить, и умел довести навыки до уровня рефлекса. 
При своей строгости Геннадий Романович всегда отличался великолепным, правда слегка жестковатым чувством юмора. Вспоминается один случай. Девушки, как известно, большие любительницы поболтать. Одноклассница Наташа – не исключение. Однако время и место выбрала не совсем подходящее – урок НВП. Тема занятия серьезная: «Действия населения при ядерном взрыве». У всех через плечо противогазы. Наташа учителя слушала невнимательно, с соседкой по парте переговаривалась и хихикала. Генром такого отношения к предмету не терпел. Подходит с секундомером да как рявкнет: «Газы!» Бедная, бедная Наташа. От испуга и неожиданности начала судорожно доставать противогаз, запуталась, на лицо не налезает. Комедия, да и только. Весь класс ржет в голос. После такой «сдачи норматива» желание болтать пропало напрочь, да и другие выводы сделали.
Услышать похвалу от Геннадия Романовича было, как говорится, за счастье. Будучи знаменосцем школы, после каждого выноса флага я получал пусть незначительные, но замечания: то взгляд скосил, то галстук не поправил. Предела совершенству не было. Помню, доверили знаменной группе школы выносить знамя районной комсомольской организации на одной из конференций. Событие не рядовое. Готовились долго, тщательно. После мероприятия ожидали критику, но военрук улыбнулся одобрительно, мол все в порядке. Полагаю, что не у одного меня решение поступать в военное училище после окончания школы появилось под влиянием Г.Р. Ахмадьянова. И пусть судьба распорядилась по-другому, не суждено было стать офицером, но иногда, как будто прорываясь сквозь толщу времени, слышится командный голос Геннадия Романовича с неповторимой интонацией: «Юнармеец Конев! Выйти из строя!»...
Эпилог. Вот и подходит к концу тот самый солнечный майский день, который наполняет душу любого школьника сладостным предчувствием скорых каникул. Бредем усталые после очередного учебного дня. Впереди экзамены. Впереди – вся жизнь... 
И теперь, когда есть ощущение, что большая часть этой жизни уже прошла, отчетливо вспоминаются те, кто на нее особенно повлиял. Давно уже нет с нами Георгия Павловича, Юрия Васильевича и Геннадия Романовича. Знаю точно, они были личностями с большой буквы, настоящими мужиками. Исполняли свой учительский долг, и подспудно, на своем примере, делали из нас дисциплинированных, разносторонне развитых людей, способных преодолевать трудности, принимать решения и нести за них ответственность. Чувствовалось в них что-то настоящее, реальное, правильное. Без показухи и пафоса, кичливости и высокомерия, меркантильности и самолюбования. Спасибо, учителя!
Дмитрий Конев
Комментарии

Какие интересные рассказы! Побольше бы таких!

Гость
26.06.2017, 12:51

Интересный, смешной и серьёзный, приглашающий к диалогу о прошедшем текст! Спасибо автору за искренность. Согласна на все 100% с утверждениями.Вечная память Учителям.

Гость
26.06.2017, 18:39

Оставить комментарий

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
ИНН: 5204000590
ОГРН: 1025200939763