Главная Образование Мы ждем перемен…
27.09.2014
Просмотров: 398, комментариев: 0

Мы ждем перемен…

Психологи говорят, что многие проблемы взрослого человека родом из детства. Поэтому все, что вкладывается в малыша с самого раннего возраста, потом и составит основу его личности. 

В дореволюционной России в крестьянских семьях родители как можно раньше приучали ребенка к труду на земле – это был их источник пропитания. В семьях привилегированных сословий обучением чад занимались мать, либо учитель, гувернер. И от них зависело, выйдет ли из ребенка фонвизинский недоросль или образованный человек. 
Вместе с преобразованиями в стране менялись и требования к образованию. Советские времена из человека «ваяли» активного общественника, работающего на благо государства.
Сегодня у нас снова перестройка образования. У современных детей другие ценности, модель поведения. Значит, нужно что-то менять. Разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для дошкольных учреждений. Специалисты этой сферы пока только вникают в суть грядущих изменений, изучают документы, проходят переподготовку на курсах и ждут, когда появятся новые программы и методические разработки. 
Когда читаешь ФГОС, понимаешь, что в них сконцентрировано все лучшее, что накапливалось в образовании столетиями, то есть к новой обстановке приспосабливаются идеи и положения, состоятельность которых уже доказана педагогами на практике. При этом многие специалисты считают, что вдумчивые, неравнодушные воспитатели многое из новых ФГОС уже реализуют в своей работе. 
Принципиально изменился сам подход к дошкольному образованию, когда, наконец-то, признали, что это начальный уровень в одной общей системе, от которого во многом зависит успешность функционирования всех остальных звеньев цепи. А потому и отношение к детским садам должно быть пересмотрено коренным образом. Это не только уход за детьми, но и полноценный процесс обучения, только не так как у нас иногда понимается: окончил детский сад, значит, должен уметь читать, считать. 
По Стандартам цель дошкольного образования – сформировать предпосылки к учебной деятельности. Иными словами, дети должны быть готовы учиться: то есть проявлять инициативу и самостоятельность – на них сегодня строится обучение в начальном звене, когда ребенок не проглатывает готовые знания, а пытается добывать их сам. Он должен быть уверен в своих силах, открыт внешнему миру, обладать чувством собственного достоинства. Ясно, что для этого в саду должен обязательно работать штатный психолог. У нас такое могут позволить себе только крупные дошкольные учреждения. 
У ребенка должны проявляться его творческие способности: в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении… Было бы идеально, если этим будут заниматься узкие специалисты. Пока они тоже есть не везде. По мнению составителей ФГОС, у дошколят должна быть реализована потребность в двигательной активности (вот они, веяния свободного европейского образования, когда детям многое позволяется). А теперь представьте, где будут бегать и прыгать наши дети, если учесть размеры помещений и количество воспитанников в группе. У ребенка должны складываться предпосылки грамотности, то есть вполне нормально, если к школе он еще не умеет читать. Этим займутся учителя. 
То есть измениться, в принципе, должно многое, и, в первую очередь, в плане финансирования. Стоит признать, что в последнее время повысилась средняя заработная плата воспитателей: с 9,5 тысячи рублей до 19,7 тысячи. Для педагогов – это хорошая мотивация, чтобы остаться работать в системе, которая и сегодня еще испытывает нехватку специалистов. Но сами учреждения по-прежнему остро нуждаются в средствах на замену ветхих окон, ремонт крыш, асфальтирование дорожек, строительство теневых навесов и другого оборудования на прогулочных площадках, поддерживающие ремонты, приобретение современного инвентаря, мебели, игрушек, пособий для занятий. В Стандартах говорится, что образовательное пространство в группах должно быть оснащено средствами обучения, в том числе техническими. Что есть у нас? Компьютеры – один-два на сад. Ну разве что еще музыкальный центр для проведения праздников да телевизор (и то не везде). То есть нужна модернизация, подобная той, что прошла при введении ФГОС в начальных классах школ. В наших же детских садах воспитатели по-прежнему изготавливают пособия самостоятельно, с помощью родителей шьют костюмы для выступлений, из подручных средств оборудуют площадки. 
Без хорошей материально-технической базы введение Стандартов нельзя считать полноценным. Муниципалитеты самостоятельно с такой финансовой ношей не справятся. Большую часть расходов должно взять на себя государство, ведь сегодняшние малыши – будущие граждане страны, и от того, какими они вырастут, зависит, как будет жить страна в ближайшие десятилетия.
Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
ИНН: 5204000590
ОГРН: 1025200939763