Главная Образование Мудрый наставник
01.09.2015
Просмотров: 431, комментариев: 0

Мудрый наставник

Кабинет Надежды Николаевны Милицкой, учителя русского языка и литературы гимназии имени А.С. Пушкина, всегда открыт для коллег и учеников. Здесь можно получить мудрый совет, обсудить прочитанное произведение, поделиться новостями и даже поспорить.

– Мне нравятся дети, которые имеют свою точку зрения, стараются доказать ее, – говорит Надежда Николаевна. – Это свидетельствует о том, что они читают вдумчиво, способны мыслить, рассуждать. Значит, в них растет личность. Они могут спорить, доказывать свою правоту – детям свойственно отрицание, это особенность возраста. Но если спор необоснованный, только ради самого процесса – этого не приемлю. 
Иногда наши взгляды на прочитанное не совпадают, но возможность высказаться есть у всех. Человек должен научиться читать и иметь собственное мнение о книге. И тут не только я учу детей, но и они меня – это совместный процесс. 
Не отвергаю никаких детских привязанностей ни к кому из авторов. Появляется новая книга – прошу принести ее мне. И обязательно читаю, чтобы понять, что в ней нашли ребята, что им интересно, почему больше нравятся произведения этого современного автора, а не классика. Например, многие дети зачитываются романами Пауло Коэльо. Почему? Да потому, что ситуации с участием его героев похожи на те, в которых часто оказываются дети. Писатель рассказывает о людях, не понятых обществом, значит, и эти дети, возможно, не поняты. Мы должны их поддержать, помочь им разобраться в себе и жизненных обстоятельствах.
Надежда Николаевна уверена, что в любом произведении есть рациональное зерно. Но основа всего – несомненно, классика, которая стоит вне времени и пространства. Да, литературу пытались и пытаются политизировать. Но главное, чему всегда уделялось особое внимание, – это человек, его внутренний мир. Естественно, он не стоит особняком – эпоха накладывает на него отпечаток, но настоящий человек, при любых обстоятельствах сохраняет свое достоинство. В этом суть классической литературы.
– Нужно находить в героях, их поступках самое лучшее и делать свои выводы, – учит Н.Н. Милицкая на своих уроках. 
Такого же принципа она придерживается и в общении с детьми: на первое место педагог всегда ставит личностные качества своих воспитанников, а не их эпатажный внешний вид или пристрастие к неформальным молодежным объединениям.
– Главное, что у ребенка внутри, – считает Надежда Николаевна. – Если он личность, то все остальное, вся внешняя шелуха – наносное, второстепенное. Например, за что во всем мире любят произведения Достоевского, Толстого, Тургенева? За внимание к внутреннему миру человека. Мне эти авторы тоже очень нравятся, с удовольствием читаю Булгакова. 
Такая заинтересованность, увлеченность педагога – самый действенный способ воспитания. Поэтому школьники с удовольствием читают то, что предлагает им Н.Н. Милицкая. Например, в прошлом учебном году Надежда Николаевна познакомилась с произведением Михаила Кураева «Блок – ада». Найти книгу было непросто, поэтому она разослала ее и коллегам, и детям в электронном варианте. Кстати, как признает сама Н.Н. Милицкая, ученики ее чаще видят не с книгой в руках, а за компьютером. 
– У меня целая электронная библиотека. Есть в записи спектакли по произведениям классиков. Вот, например, Мольер написал своего «Мещанина во дворянстве» вовсе не для прочтения, а для постановки на сцене, и произведение лучше воспринимается, когда его исполняют актеры театра. Поэтому на уроках мы смотрим спектакль. Или, к примеру, «Фауст» Гете – детям он чаще всего не очень понятен. А вот когда текст читает профессиональный артист, предлагающий свою интерпретацию, все встает на свои места. А это еще один повод для размышлений. Ребята обсуждают, предлагают свои варианты прочтения, значит, учатся думать.
А еще компьютер – это своеобразная записная книжка. В ней собрано множество разнообразной информации, поскольку Надежда Николаевна не только преподает, но и занимает должность заместителя директора гимназии по учебно-воспитательной работе, она методист Информационно-диагностического центра, в обязанности которого входит организация конкурсного движения по русскому языку и литературе в учреждениях образования округа. Поэтому такая копилка данных просто необходима. Есть в ней и электронный банк адресов выпускников. Со многими из них Надежда Николаевна общается на протяжении долгих лет.
 – Очень рада, что многие ученики стали моими друзьями по жизни, – говорит педагог. – Мы продолжаем встречаться вне школы, переписываемся, обсуждаем прочитанные книги, обмениваемся полезной информацией. Мы интересны друг другу как собеседники.
И в этом нет ни доли лукавства. Подтверждение тому – слова самих учеников. Например, на юбилей Надежды Николаевны, который она отмечала в этом году, выпускники 2003 года сделали для нее открытку, где благодарят педагога «…за неутомимое стремление передать подрастающему поколению воспитанников свой огромный багаж знаний и умений, за терпение и доброжелательность, за готовность всегда прийти на помощь, за организованный веселый школьный досуг! Нам будет, о чем рассказать своим детям!»
Те, кто не очень хорошо знает Надежду Николаевну Милицкую, глядя на нее, могут подумать, что это очень строгий педагог. Так оно и есть. Но за этой серьёзностью и требовательной интонацией в голосе кроются забота, внимание, нескончаемая любовь к детям и предмету. Для учеников она человек, который верит в их способности и силы и своей верой заставляет стремиться быть лучше.
Ольга Зиновьева
Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
ИНН: 5204000590
ОГРН: 1025200939763