Главная Образование Что есть любовь?
11.04.2017
Просмотров: 140, комментариев: 0

Что есть любовь?

«Что такое любовь?» — спрашивает в одной из своих песен Олег Газманов. Ответ на этот вопрос ищут все и всегда. Результат получается разный. Свою точку зрения шахунским старшеклассникам и педагогам представил Николай Алексеевич Лобастов, приезжавший в наш город в конце января.

Уроженец соседнего Тоншаевского района, он работал сельским учителем, преподавал в техникуме. Сегодня это глубоко верующий человек, который «пытается посмотреть на исторический процесс и творчество через призму Евангелия», как сказано в аннотации к его книге «Записки сельского учителя». В свет вышло уже пять томов. В них автор анализирует жизнь и творчество известных поэтов и писателей, причем делает это с несколько иных, непривычных для нас позиций. Лобастов ломает стереотипы литературоведения советской эпохи, предлагает глубже заглянуть в само произведение, не изучать труды критиков, а вдумчиво отнестись к самому тексту, познакомиться с дневниками и письмами авторов, почитать свидетельства современников и сделать свои выводы.
Его умозаключения ошеломляют, порой, даже вводят в ступор, потому что переворачивают вверх тормашками устоявшиеся десятилетиями, еще с советской поры, каноны. Лобастов поднимает на поверхность заблуждения и пороки людей, которых мы привыкли уважать, считать гениями в литературе. К такому повороту готовы не все. Поэтому чаще всего с Н.А. Лобастовым не соглашаются преподаватели литературы. Они спорят, пытаясь опровергнуть его слова, или просто игнорируют выступления своего коллеги.
Совершенно по-другому ведут себя дети, которые еще не зашорены, не сбиты с толку трудами ученых мужей, а возможно, и потому, что школьники еще не достаточно хорошо изучили труды критиков. Так и шахунские старшеклассники во время встречи с писателем не остались равнодушными: кто-то серьезно внимал словам лектора, кто-то усмехался над ними. Но так или иначе был живой отклик. Самые вдумчивые и читающие в конце встречи захотели пообщаться с Николаем Алексеевичем, задать ему вопросы, купили книги.
Им понравились его открытость, начитанность, глубокое знание предмета, умение свободно цитировать фрагменты литературных произведений, готовность к диалогу, отсутствие страха перед незнакомой молодежной аудиторией. Лектор, надо сказать, он отличный. Да и чего ему бояться, если среди его постоянных слушателей — заключенные колоний строгого режима, в которые Лобастов ездит со своими нравственными беседами.
И за колючей проволокой он тоже говорит о любви. А ведь именно из-за этого чувства, утверждает писатель, многие и попадают за решетку. Сначала они читают о всепоглощающей страсти в книгах, смотрят кино, а потом хотят таких же отношений и эмоций в своей жизни. Поэтому и происходят трагедии, начавшиеся с банальной сцены ревности или желания дать своему избраннику все, что он хочет, пусть даже добыть желаемое придется незаконным путем. Но это же не любовь к ближнему, считает Лобастов. Это стремление получить одобрение, ощутить свое превосходство над другими, самолюбование: какой я храбрый, ловкий и щедрый.
Яркие примеры истинной любви в кино и литературе найти можно. По мнению Николая Алексеевича, это фильм Василия Шукшина «Калина красная» и творчество Ф. М. Достоевского. Бог, считает писатель, создал нас такими, чтобы мы научились и любить, и терпеть друг друга. Нам хочется, чтобы кто-то верил в нашу способность возродиться даже из грязи, и каждый из нас — золото, чем бы наносным оно ни обросло. Это может, за редким исключением, каждая мать. А в отношениях между мужчиной и женщиной такое удается не всегда. Во‑первых, они должны состоять в браке, чтобы чувствовать себя половинками единого целого и нести ответственность за свои слова и поступки. Любовь — это следование определенным нормам, умение держать себя в предназначенных рамках. И жить так очень сложно.
Нежелание обременять себя такими трудностями, как считает Н. А. Лобастов, ярко прослеживается у героев И. С. Тургенева: в его романах, как и у самого писателя, — полное отсутствие брака и семьи. Еще дальше шагнули поэты серебряного века, которые были приверженцами свободных отношений. Странно, но, когда читаешь строки стихотворений, об этом почему-то не задумываешься. И вдруг Николай Алексеевич выпячивает такое! Не удивительно, что многие воспринимают его слова, низвергающие кумиров, в штыки.
Сегодня, говорит Николай Алексеевич, все возвращается на круги своя. Посмотрите, что творится на Западе: официально разрешены однополые браки, представители сексуальных меньшинств с разрешения властей устраивают демонстрации на центральных улицах городов, детям в школе раздают контрацептивы и дают свободу в принятии решения: изучать, скажем, химию или штудировать иллюстрированные картинки учебника по половому воспитанию.
Да, у нас должно быть право выбора. Но должна ли это быть полная свобода? Не разрушит ли она нас самих? В пятом томе своей книги Н. А. Лобастов пишет: «Свобода от родителей — это детдом! Свобода от цензуры — мат. Свобода от государства — оранжевые революции. Свобода от религии — магия, оккультизм и сатанизм». В свете последних событий, происходящих в мире, думаю, трудно с этим не согласиться. 
– Как мы будем жить дальше, зависит от нас. И очень многое — от учителей, которые, приходя на урок, несут знания детям. Хотим мы или нет, но книги, литература участвуют в формировании личности. Какой она будет? Читайте вместе с детьми, размышляйте. Самое главное — вместе с учениками двигаться и меняться, — обратился к педагогам Лобастов.
Ольга Зиновьева
Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
ИНН: 5204000590
ОГРН: 1025200939763