Главная Культура Сохранить и преумножить
27.12.2016
Просмотров: 223, комментариев: 0

Сохранить и преумножить

Сергей Горбачев затронул очень важную и актуальную для нас тему сохранения памятников истории и культуры («Что имеем — не храним» — «ЗТ», № 187–188). Уж очень легко и просто мы расправляемся с эпохами — все под корень, а потом… все сначала. Новые поколения придут и — наше под корень.

Когда решили сломать здание кинотеатра, предлагали мы сохранить для музея фрагменты монументальной композиции фасада. Сделать это было не так уж и сложно: выпилить болгаркой по разметке намеченный фрагмент, заклеить участок плотной бумагой и снять его вместе с частью кирпичной стены, уменьшив ее толщину с тыльной стороны.
Впрочем, технологию снятия и переноса на другое основание фрагментов монументальной росписи могли подсказать и реставраторы. Надо было администрации потребовать от новых хозяев этой строительной площадки немного потратиться на сохранение фрагментов уникального памятника истории и культуры.
Я хорошо помню Ашкенази. Был у него на рабочем месте — на козырьке навеса. Израиль Маркович рассказывал мне о технике сграффито — технологии процарапывания металлическим скребком по многослойной цветной штукатурке. Кстати, художник высоко оценил мастерство штукатуров Шахунского РСУ — были же у нас в районе высококвалифицированные рабочие, мастера своего дела! Я видел эту работу: на участок примерно в два-три квадратных метра наносится слой охристой штукатурки, потом коричневой, а сверху, после относительно плотного затвердевания, серая с мраморной крошкой и блестками, типа слюды. Мастер металлическим скребком по рисунку росписи убирал лишние слои, получая графически четкий рисунок. Так, день за днем, выполнял он эту кропотливую и трудоемкую работу. Динамичная композиция вполне соответствовала духу отраженного в ней времени.
Теперь уже потерянного не вернешь, разве что отыщется где-нибудь кусочек цветной штукатурки, что для музея представляет тоже определенную реликтовую ценность. Надо оглянуться и постараться сохранить то, что еще осталось в Шахунье от памятников художественной культуры: из монументальных росписей — мозаичное панно на зданиях вагонного депо, ШАПТа и Дома престарелых, авторскую работу инженера-строителя Виктора Петровича Киверина — часовню на кладбище в Лужайках. Кстати, нужно повесить на стене часовни доску с указанием имени исполнителя этого архитектурного сооружения. Установленное авторство придает особую ценность памятнику. Пока еще не поздно, необходимо установить фамилии авторов мозаичных работ, сохранить для музея эскизы и творческие картоны росписей. Вот и я не догадался в свое время сохранить в музее эскизы и чертежи работ В. П. Киверина, наброски когда-то знакомых мне художников мозаичных панно Дома престарелых, резных деревянных панно фойе Дома культуры. Не бедна Шахунья и строительно-архитектурными памятниками. Но об этом в другой раз.
Олег Козырев, г. Шахунья
Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
ИНН: 5204000590
ОГРН: 1025200939763