Главная Культура «С лейкой и блокнотом»
06.10.2012
Просмотров: 1115, комментариев: 0

«С лейкой и блокнотом»

Сегодня в рамках празднования юбилея Союз журналистов Нижегородской области организует конкурсы и встречи, фотовыставки и выставки книг. А региональным СМИ предложено рассказать о ветеранах журналистики на страницах своих газет.

Журналистика - профессия редкая, но это не значит, что работают в ней особенные люди. Немногие из нас, сотрудников районных газет, имеют специальное журналистское образование. Придя в редакцию, «мы все учились понемногу» брать и добирать материал, не выходя при этом из установленного норматива строк излагать его так, чтобы читателю было интересно. Мучались над лидом (первым предложением или абзацем в тексте, на который ложится основная смысловая нагрузка), «рожали» заголовки. С сознанием выполненного долга сдавали статью в набор, ожидая при этом если не похвалы, то одобрения, но... не тут-то было. О, как часто старший коллега в должности ответственного секретаря (и с уважительным прозвищем «отсек») возвращал выстраданный материал. По выражению его лица можно было понять, что всё написанное - чушь полная. Он строго указывал, что «вот тут и тут надо сократить, вот это и это – переписать, а вот здесь и здесь добавить».

 В 80-е годы, теперь уже прошлого столетия, ответственным секретарём в редакции газеты «Знамя труда» был Станислав Крац. До него эту должность занимали Николай Шкут, Виктор Полозов. Но именно Станислав Всеволодович, по мнению коллег, работавших с ним, был не только ответсеком от бога, но и по духу своему - настоящим газетчиком. Для печатной районной прессы такой человек - настоящий клад. Это признавали и те, кто его уважал, и те, кто пытался поставить его на место за крутой и непокорный нрав и те, кто не раз плакал из-за его прямолинейности и требовательности.

В газету Станислав Крац пришёл фотокорреспондентом. На сделанных им снимках запечатлены важные моменты в жизни города и района 70-х годов: открытие трёхэтажного здания поликлиники, вручение Красного Знамени председателю колхоза «Новый путь», сев и уборка урожая, парад на площади Советской в День Победы. Светлыми и лиричными получались пейзажные зарисовки. Но самыми удачными были портреты жителей района, простых тружеников. Допотопным (по сравнению с современными) фотоаппаратом он с высокой степенью профессионализма мог уловить то мгновение, когда в выражении глаз и лица открывалась душа человека.

С появлением на прилавках магазинов знаменитой «Практики», главный редактор газеты Геннадий Павлович Чистяков безоговорочно выделил деньги на её приобретение. Фотокор сам ездил в Горький и в специализированном магазине купил новое «орудие» труда за 500 с лишним рублей (считай, на полугодовую свою зарплату).

Творческая натура искала большего самовыражения. Поэтому без раздумий, когда в редакции возникла необходимость, стал корреспондентом сельхозотдела, которым заведовала Римма Петровна Катаева. Специальных знаний не хватало, поэтому Стас Крац поступил заочно в Горьковский сельскохозяйственный институт. Совместив в журналистике две профессии в одну (фотографа и корреспондента) он стал полностью соответствовать образу газетчика из гимна журналистов, где звучат слова «с лейкой, блокнотом» (лейка - род плёночного фотоаппарата - прим. автора).

В должности ответственного секретаря, продолжал писать для своей газеты. Старался не замалчивать нелицеприятные факты, имеющие место в родном городе или оправдать их «объективными причинами». В отличие от большинства провинциальных журналистов смело брался за фельетон. Именно в этом жанре написан «Сон Георгия Сергеевича» (1977 год, 8 сентября) о затянувшемся строительстве детского комбината № 41. Ведь только во сне прораб СМП-631 мог сознаться в собственных недоделках: «Кровля протекает, во многих батареях уменьшено количество секций, линолеум везде отстаёт от пола, а в одной комнате вообще настелен на цементный пол. Светильники не соответствуют санитарным нормам, некоторые окна не закрываются. А подоконники? Они же не прошпатлёваны, а только слегка помазаны белилами». И это лишь половина недоделок. Неудивительно, что прораб, проснувшись, чертыхается: «Сколько с этим детским комбинатом вожусь, а сплавить заказчику никак не могу». В статье «Там, где кончается улица Белинского...» (1977 год, 24 мая) Станислав Крац в качестве общественного инспектора по охране природы обличает тех, кто «бережно» относится к окружающей нас среде.

Стараясь восстановить и сохранить для истории района цепь событий далёких 30-х годов, периода коллективизации, вёл серьёзную исследовательскую работу с изучением документальных материалов Балахнинского филиала областного государственного архива. Об обнаруженных ценных фактах сообщил в статье «Говорят документы» (1983 год, 2 июня). «В 1929 году в районе образовалось семь колхозов. Первыми на путь коллективизации встали крестьяне деревни Веденино Андриановского сельсовета. Сейчас этой деревни не существует. Она находилась на территории нынешнего Хмелевицкого сельсовета на расстоянии около одного километра от деревни Соромотной и в народе называлась Зятьково. 17 февраля в ней был организован колхоз, получивший название «Имени 1-е Мая». Так начинался процесс коллективизации. А через два года в районе было 128 колхозов и четыре коммуны». Это были бесценные сведения для музея и для школьников, изучающих данную тему, а также для студентов, пишущих курсовые и дипломные работы.

У Станислава Краца на всё была своя точка зрения. В статье о первом в Шахунье конкурсе красоты он был откровенен, как всегда: «...название «Мисс-Шахунья-88» - мне не по душе. Зачем тащить заграничный термин, когда на Руси с давних времён существует свой - понятный и всеобъемлющий - первая красавица».

Самому же Станиславу Всеволодовичу запомнился «Синий платочек» - проблемный материал о настоящем и будущем районной газеты, который отмечен областным правлением Союза журналистов. Кстати, сам он тоже был членом правления, принимал участие во всех заседаниях, а затем о принятых решениях рассказывал коллегам с севера нижегородчины на межрайонных журналистских летучках, проходивших ежеквартально.

- Это был человек дела: конкретный, требовательный, - вспоминает о С.В.Краце Галина Аркадьевна Смирнова, работавшая в то время заведующей отделом писем. - Номер верстал без суеты. При нём газета впервые стала печататься в установленные сроки. Он умел рачительно распоряжаться временем. Первым открыл нам глаза на то, что не за горами компьютерная вёрстка. Мы тогда в это не поверили. Но прошло совсем немного времени и всё произошло именно так.

От своих старших коллег мне не раз доводилось слышать, что при Краце дизайн газеты был безупречен. Он на лету схватывал всё новое, прогрессивное. Полезными были и курсы, которые Станислав Всеволодович закончил в Московской высшей партшколе и при полиграфическом институте. - Помню, часто спорили с ответсеком из Яранской газеты Лидой Медведевой о преимуществах вёрстки в наших газетах, - рассказал С. В. Крац, который перенёс тяжёлый инсульт и сейчас восстанавливается после болезни. - У нас была шестиколонная вёрстка, у них - четырёхколонка. Я доказывал, что наша более экономична и рациональна. Больше знаков вмещается на полосе, но при этом и простора больше.

С этим мнением шахунского ответсека были согласны и в Горьковском Союзе журналистов. Первые места в областных конкурсах по дизайну многие годы отдавали газете «Знамя труда». Станислав Всеволодович с теплотой и признательностью, думаю, даже с гордостью, вспоминает сегодня своих коллег, уже ушедших из жизни: Алексея Петровича Веселова, Станислава Владимировича Семченко, Сергея Ивановича Дёмина. Внося свою лепту в историю газеты, они не забывали и о традициях. Одна из них - ежегодный пробег на приз газеты «Знамя труда», очень популярный среди жителей района, - была заложена в середине 50-х годов и просуществовала без малого полвека. В отдельные годы в пробеге участвовало более 50-ти команд. Победителям, по словам Станислава Всеволодовича, вручали фирменные дипломы, которые печатались в шахунской типографии, а в качестве приза - фирменные эстафетные палочки, выточенные в мастерских средней школы № 14.

Считаю, судьба сыграла злую шутку, предоставив возможность С.В.Крацу в начале 90-х уйти из газеты. Возможно, сам он думает об этом с точностью до наоборот. Так или иначе, но он подготовил себе хорошую смену, передав дело, которое любил, начинающему журналисту Светлане Соколовой. По прошествии лет, став главным редактором газеты, обновляя её дизайн, и даже сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Светлана Александровна считает его своим учителем. Тот, кто имеет достойных учеников, жизнь прожил не зря.

Галина Модина

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
ИНН: 5204000590
ОГРН: 1025200939763