Главная Блоги Здоровье Применение норм социального патроната в России, пути его модернизации

Применение норм социального патроната в России, пути его модернизации

Здоровье

Ювенальная юстиция достаточно часто критикуются родителями и учителями РФ. Данная правовая система воспринимается ими как нечто чужое, ненужное и даже вредное. Не удивительно, что общественность и власти России выступили против законопроекта о социальном патронате, вынесенном на рассмотрение Государственной думы в 2012 году.

Данная инициатива предлагала ввести новую форму профилактической работы с отцами, матерями и их детьми – социальный патронат. Он должен был устанавливаться над проблемными семьями в тех случаях, когда воспитываемые родителями дети:

  • Были лишены возможности учиться и нормально развиваться
  • Имели проблемы с поведением
  • Страдали от голода
  • Испытывали серьезные трудности с материальным обеспечением


По замыслу авторов, данная форма профилактической работы могла осуществляться на практике лишь с согласия родителей. Решение о ее использовании должны были принимать органы опеки.

Суть предложенной инициативы

Создатели этого законопроекта справедливо посчитали, что проблемные семьи нужно спасать, а не наказывать. А потому они предложили следующий механизм взаимодействия с ними – психологи и представители органов опеки работают с родителями и детьми, не разрывая их родственных связей. Они помогают мамам и папам установить причину своих проблем и ликвидировать их.

Каждому «сложному» семейству должен был даваться определенный отрезок времени на устранение его недостатков. Опекунов и детей, успешно преодолевших свои трудности за этот период, планировалось снимать с учета, а неисправимых отцов и матерей – лишать родительских прав. Рассматриваемая нами инициатива отличается от классических механизмов соцзащиты тем, что она уделяет огромное внимание вопросам реабилитации семьи.

В ее основу положен принцип, согласно которому ребенок не должен искусственно отдаляться от своих родителей. Напротив – проблемы отдельного коллектива планировалось решать комплексно, при учете мнений всех его участников. Программа социального патроната могла использоваться лишь до тех пор, пока связь между несовершеннолетним гражданином и его опекунами не была прервана. 

Критика

Противники данного проекта подчеркивают тот факт, что механизмы попечительства и опеки недостаточно «отлажены». А потому их законодательное закрепление может нести угрозу для личной жизни граждан РФ. Также они справедливо замечают, что принятие аналогичного закона в ряде европейских стран не принесло значительной пользы. Наконец – многие люди, проживающие в нашем государстве, утверждают, что нормы ювенального протектората несут угрозу для благополучных семей. Они считают, что с их помощью недоброжелатели смогут лишать родительских прав даже самых хороших отцов и мам. 

Развитие технологии

Вполне очевидно, что ювенальный протекторат не может положительно восприниматься российским обществом в своем нынешнем виде. Он нуждается в существенной доработке и модернизации. А потому за устранение его главных недостатков взялась некоммерческая организация «Центр решения социальных проблем «Опора». Данное сообщество действует при полной моральной и финансовой поддержке государства.

В данный момент оно занимается реализацией проекта «Большая семья», призванного поддержать проблемных родителей. В основе этой инициативы лежит видоизмененная технология социального протектората, предусматривающая широкое привлечение образцовых родителей к реабилитации проблемных семей. Другими характерными чертами вышеупомянутого законопроекта являются:

  • Добровольность
  • Сохранение связей между ребенком и его родственниками в проблемных семьях
  • Контроль действий неблагополучных родителей
  • Оказание помощи всем отцам и матерям, желающим побороть свои проблемы


Главной целью данной инициативы является создание среды, способствующей установлению эмоциональной и духовной связи между проблемными и образцовыми семьями.

Задачи проекта

  • Оказание помощи молодым родителям в вопросах их самореализации и материального обеспечения
  • Анализ взаимодействия контрольных органов и неблагополучных семей
  • Создание предложений по развитию социальных услуг
  • Предоставление психологической, медико-социальной, юридической и педагогических консультаций отцам, матерям и их детям
  • Выявление причин социального неблагополучия конкретных семей. Их устранение
  • Распространение информации о социально-экономических правах граждан РФ
  • Объединение усилий государственных и волонтерских организаций в сфере оказания помощи всем страдающим детям


А также многие другие. При создании данного проекта использовался опыт как отечественных (православные фонды, гражданские общества), так и иностранных организаций.

Подводя итоги

Проблемы неблагополучных семей невозможно решить усилиями одного лишь государства. К борьбе за счастье детей и их родителей нужно подключать волонтеров и благотворительные фонды. А также создать нормативную базу, которая будет содержать самые новые и эффективные формы взаимодействия с родителями ребенка в кризисной ситуации. Нам необходимо забыть о старых, репрессивных методах воздействия на семьи и начать использовать механизмы, основанные на добровольности, взаимопомощи и высоких моральных стандартах.

06.11.2015 Олег Соколов

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
ИНН: 5204000590
ОГРН: 1025200939763