Главная Общество Дорога в космос
11.04.2017
Просмотров: 139, комментариев: 0

Дорога в космос

Казалось бы, невозможно среди людей, живущих в нашем городском округе, найти человека, связанного с космической отраслью. Но есть среди шахунцев тот, кто имеет полное право отмечать День космонавтики как свой профессиональный праздник.

Это Петр Александрович Толчин, житель деревни Андрианово. В течение 14 лет (с 1981 по 1995 год) он состоял в пятитысячном штате сотрудников многопрофильного научно-производственного центра НИИМаш и жил в Нижней Салде Свердловской области, который называют уральским академгородком. Петр Александрович родился в 1955 году в деревне Семеново Шахунского района и рос в семье колхозников, где воспитывалось десять детей. Волею судьбы ему суждено было стать одним из сотен и тысяч рабочих, кто помогал штурмовать космос, оставаясь на Земле.
Его молодые ровесники стремились попасть в НИИМаш хотя бы на рабочие специальности, так как догадывались, что деятельность этого секретного предприятия связана с завораживающим космосом. У Петра Александровича была первая форма допуска, хотя он занимал должность водителя (еще до армии, после окончания Ветлужского лесотехникума, получил специальность техника-механика). Тысячи километров, которые П.А. Толчин исколесил по России, перевозя грузы, значившиеся под грифом «секретно», можно считать его дорогой в космос. Это были ракетные двигатели малой тяги, которые в институте все любовно называли «микрушками», и другие комплектующие космических аппаратов.
На 800 пилотируемых космических аппаратах и орбитальных станциях установлено более 14 тысяч двигателей, изготовленных в уральском академгородке. Ни один из них не отказал на орбите по вине разработчиков и изготовителей! Наш земляк по-прежнему гордится успехами своих бывших коллег. Он запомнил, как ему пришлось перевозить в специальном контейнере 40 литров взрывоопасного ракетного топлива из Нижней Салды в Ленинград.
Правда, делал он это в сопровождении транспорта, где находились сотрудники КГБ. Но то, что Толчину доверили этот опасный груз, свидетельствует о его профессиональных качествах. Приходилось ему крутить баранку и «Урагана» — тягача-ракетовоза.
Петр Александрович стал свидетелем строительства знаменитого многоразового орбитального корабля «Буран», сопло которого в диаметре составляло три метра. Испытания двигателя этого космического аппарата проходили на стенде, так называлось высотное огромное здание, которое строили почти восемь лет. Его нижняя часть уходила на глубину 70 метров в горную скалу с выходом к реке Салде. Когда включался двигатель, то раздавался звук такой силы, что в городе, расположенном в 30 километрах от этого места, дрожали стекла в окнах.
Строительство «Бурана», первый и последний беспилотный старт которого состоялся 15 ноября 1988 года, контролировало не только министерство обороны, но и Центральный комитет КПСС. Не раз в НИИМаш с этой целью наносил визиты первый секретарь Свердловского обкома Б. Н. Ельцин. Петр Александрович воочию наблюдал за тем, как будущий первый президент России беседовал с инженерами. Двигатель «Бурана» доводили до ума почти 15 лет.
Академгородок можно было считать государством в государстве: здесь было все, необходимое для комфортной жизни: дома, социальные объекты, спортивные сооружения… Территория, на которой располагались производственные цеха НИИМаш, находилась в лесу, в 30 километрах от Нижней Салды, и была окружена колючей проволокой с электрическим током. По периметру стояли вооруженные охранники — батальон внутренних войск.
Петр Александрович знаком с заместителем директора по научно-исследовательской работе, главным конструктором Е. Г. Лариным: одно время он был его личным водителем. Толчин работал в таком режиме, что в течение одной смены ему приходилось порой три раза менять транспорт. В этом плане его считали универсальным шофером, за что и ценило руководство.
Разбушевавшаяся в 90‑х годах перестройка нанесла сокрушительный удар в том числе и по космической отрасли, которая оказалась невостребованной. Пострадал и НИИМаш. Петр Александрович вместе с женой и сыном вернулся на родину. В настоящее время он на пенсии, но продолжает активную общественную работу как атаман региональной общественной организации казаков Нижегородской области.
Казачью форму он надел в 2008 году. Отсюда берет отсчет новая страница его жизненной биографии. Но это уже совсем другая история.
Татьяна Шохирева
Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
       
ИНН: 5204000590
ОГРН: 1025200939763